Андрей Пшеницын

Министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын: Управление региональными финансами как инструмент решения социально-экономических задач: опыт Челябинской области

   Сегодня повышение качества жизни граждан – ключевая цель государственной политики. И на ее достижение направлены многие инструменты, в том числе указы президента и нацпроекты.  
   Считаю, что основные задачи финансовых органов каждого региона в этой связи заключаются в настройке бюджетной системы на достижение обозначенных целевых показателей и в создании всех необходимых условий для эффективного использования ресурсов.
   Что мы для этого делаем в Челябинской области?
   Ведущими в экономике Южного Урала являются обрабатывающие производства, в том числе металлургический комплекс. Отраслевая зависимость влияет на проводимую бюджетную политику, так как металлургическими предприятиями формируется существенная доля налога на прибыль, а его платежи значительно зависят от экономических и других внешних факторов
   Например, в последние годы динамика прибыли предприятий региона менялась от двукратного роста в 2015 году до девятипроцентного падения в 2017-ом. Чтобы минимизировать риски таких колебаний для бюджета, с 2010 года мы применяем «бюджетное правило», которое заключается в двух аспектах. Во-первых, при планировании доходов за основу мы практически всегда берем наиболее реалистичный, базовый, вариант прогноза социально-экономического развития региона. Во-вторых, при расчете доходов по отдельным источникам обязательно делаем поправку на конъюнктурные особенности их поступления. Так, на стадии планирования доходов от налога на прибыль учитываем в расчетах вероятность возврата предприятиям ранее уплаченных ими сумм. А при прогнозировании НДФЛ применяем «бюджетное правило» в отношении поступлений, которые не связаны с оплатой труда - доходов от продажи и аренды имущества, дивидендов, доходов индивидуальных предпринимателей.
   Отдельное внимание, планируя доходы, уделяем налоговым льготам. Конечно, учитываем возможные недопоступления налогов по льготам федерального уровня. Но в большей степени смотрим на эффективность региональных налоговых преференций. В 2011 году в Челябинской области утверждена региональная методика оценки предоставленных или планируемых льгот. Введение новых и корректировка действующих мер налогового стимулирования в регионе осуществляются исключительно после детального анализа их бюджетной эффективности.
   Это дает свой результат. По последним данным, итогам 2018 года, Челябинская область имеет одно из минимальных соотношений недополученных доходов от региональных налоговых льгот к объему поступивших региональных налогов и налога на прибыль. Южный Урал занимает 16 место с показателем 1,04 процента. Среднее значение по стране  - 5,5 процента.
   Сдержанный подход к планированию доходов позволяет сохранять в нужных рамках и долговую политику. Не раздувая доходы, а соответственно и расходы, мы снижаем вероятность возникновения потребности в займах. Уже третий год подряд у Челябинской области отсутствует коммерческий долг и необходимость в кредитах. На сегодняшний день Минфин России относит Челябинскую область к субъектам с низким уровнем рисков и высокой долговой устойчивостью.
    В текущем году запланированный объем расходов областного бюджета впервые перешагнул планку в 200 миллиардов рублей. Для контроля над расходами мы используем все инструменты, которые сегодня предлагает бюджетное законодательство. В частности, по максимуму задействуем потенциал, заложенный в лимитах бюджетных обязательств и предельных объемах финансирования.
    Эти инструменты помогают постоянно пересматривать изначально утвержденные в бюджете расходы, актуализировать их необходимость, оценивать соответствие текущей ситуации. Таким образом, мы постоянно держим руку на пульсе, добиваясь максимальной востребованности средств.
   Впервые в таком виде эти инструменты были применены в период кризиса 2009-2010 годов и помогли тогда обеспечить режим экономии. Сегодня мы продолжаем их использовать уже для других целей. Это, конечно, очень большая дополнительная работа. Но она позволяет сохранить равномерность и стабильность финансирования, а также дает возможность оперативно управлять остатками средств, анализировать эффективность расходов и учитывать это при принятии новых решений о выделении ресурсов.
   Кроме того, на эффективность расходов работают и другие механизмы. Например, минфин области еженедельно ведет учет экономии бюджетных ассигнований от конкурсных процедур, которые проводят министерства. И затем эта экономия не остается в их распоряжении автоматически, а перераспределяется по решению губернатора на первоочередные направления, то есть служит по факту дополнительным источником финансирования более нужных на текущий момент расходов.
   С целью повышения текущей ликвидности бюджета мы используем механизмы временного привлечения свободных остатков средств областных учреждений, полученных ими для выполнения государственного задания, а также краткосрочных кредитов из федерального бюджета на пополнение остатков.
   Хорошим инструментом, который позволяет выявить недостатки и узкие места, препятствующие эффективному осуществлению бюджетного процесса, считаю мониторинг региональных министерств и ведомств. Итоги качества финансового менеджмента органов власти мы подводим каждый квартал. Оцениваем 48 показателей по 7 направлениям, в том числе индикаторы, отслеживаемые Федерацией. Данный инструмент очень действенен с точки зрения повышения финансовой дисциплины ведомств. К тому же, качество работы с бюджетом – это один из критериев эффективности деятельности руководителей органов исполнительной власти региона.
   Оценку качества финансовой работы мы проводим и в отношении муниципальных образований региона. На сегодняшний день ведущими являются индикаторы, характеризующие выполнение указов президента страны, а также показатели качества исполнения бюджетов.
   Механизмы взаимодействия с территориями постоянно совершенствуются, чтобы создать условия для более эффективного управления местными бюджетами. Даже предоставляя финансовую помощь, мы стараемся насколько это возможно не только поддерживать слабых, но и стимулировать тех, кто хорошо работает.
   С целью укрепления доходной базы местных бюджетов на протяжении ряда лет мы ведем работу по выявлению и мобилизации резервов их налоговых и неналоговых доходов. Мы взяли на себя такую дополнительную функцию, чтобы показать муниципалитетам в конкретных суммах возможности, которые у них есть для пополнения бюджетов. С 2015 года ежегодно в отношении каждого муниципального образования устанавливаются соответствующие задания по задействованию этих резервов, контролируется их выполнение.
   Созданы и стимулы для повышения заинтересованности территорий области в этой работе. С 2018 года половину доходов, которые поступили в областной бюджет за счет погашения недоимки по двум видам налогов – НДФЛ и упрощенной системе налогообложения – область возвращает на места.
    Используем и прямые механизмы передачи территориям доходных источников. На сегодняшний день с регионального на местный уровень передан НДПИ в пропорции 50 на 50; в полном объеме государственная пошлина за услуги многофункциональных центров; а также доходы от упрощенной системы налогообложения, пропорции которых были увеличены с текущего года с 50 до 60% в пользу муниципалитетов.